Гуляя пешком по Парижу везде натыкаешься на любопытные вещи, которые привлекают внимание. Поэтому по нему стоит походить пешком. Подробная экскурсия наверняка утомит физически, зато доставит массу удовольствия. На каждом входе в метро висят большие карты города, и названия улиц сразу бросаются в глаза. Любопытно, что надписи на табличках с названиями улиц кажутся выпуклыми. Это за счет некоего подобия теней по контуру: таким образом Париж «преподносит» вам себя, демонстрирует неповторимый стиль.
В Париже легко заблудиться, хотя Осман создал город с четкой внутренней структурой. А вернее, как раз поэтому, поскольку в результате пристрастия барона к панорамным видам столица превратилась в лабиринт из острых углов. Среди которых приезжий чувствует себя как мышка среди брусков сыра. В мозаике улиц велик риск случайно свернуть не за тот угол.
Старые здания выглядят усталыми. Вот и возле собора Парижской богоматери дома жмутся друг к другу, виснут друг на друге, как пьяницы в переполненном баре, виснут, но с ног не валятся. Причудливых форм и извилин в Париже и сегодня хватает. Сразу же за городской чертой, в деловом районе Ле-Дефанс. Высится Большая арка, в которую упирается центральный проспект — прямое продолжение линии между Елисейскими полями, Триумфальной аркой и проспектом Великой армии.
Дефанс — столичный феномен. Большинство городов рады довольствоваться тем, что есть в старом Париже. Но однако Париж захотел новую жемчужину — район небоскребов. Дефанс считается деловым центром Европы — еще одно подтверждение любви парижан к высотным сооружениям. Так же как к Эйфелевой башне, а еще раньше — собору Парижской богоматери. Едва глаз привыкает к окружающей обстановке, замечаешь массу мелочей. Решетки вокруг стволов деревьев, стулья уличных кафе на узких тротуарах.
Тротуары тоже сыграли роль в облике города. Во время студенческих волнений 1968 г. народ выдвинул лозунг: «Под булыжниками — пляж». Призыв заключался в следующем: булыжники мостовой лежали на песке пляжа, который считался символом свободы, и эта свобода наступит, если разобрать мостовую на камни и закидать полицию. По окончании забастовки тротуары залили гудроном. Студенческий лозунг заметила одна автомобильная компания. С теми же словами изменили идею: «По булыжникам, как по пляжу», и использовали для рекламы новых моделей машин.
Студенты обитают в университетском квартале, южнее собора Парижской богоматери. Латинский квартал получил название в результате традиции, согласно которой служители науки обязаны изъясняться только на латыни. Сорбонна — старейший университет в мире. В столицах других стран студенческие городки ютятся ближе к окраинам. Но в Париже культ образования утвердился в сердце города. На улицах Латинского квартала кипит студенческая жизнь. Бульвар Сен-Жермен воспринимается, как неофициальная аспирантура за столиком кафе, куда частенько захаживали Жан-Поль Сартр и Камю, Эрнест Хемингуэй и Генри Миллер.